Осина обыкновенная или Тополь дрожащий (лат. Populus tremula) – лиственное дерево, широко распространенное в районах с умеренным и холодным климатом Европы и Азии. Отличительная внешняя особенность этого дерева – дрожание листьев даже от легкого колыхания воздуха, что создает впечатление постоянно дрожащего дерева. Объясняется это тем, что листья прикреплены к длинному, тонкому, сплющенному с боков и, благодаря этому, легко изгибающемуся черенку.
Именно эта примета легла в основу народных поверий, связанных с осиной, как с деревом-берегом, непрерывно «забирающем» любую боль и неприятность от человека и поэтому находящемся в постоянном движении. Кроме того, этому дереву, также благодаря тому, что оно все время было «в движении», приписывалась бдительность, и в старину осину охотно высаживали около жилья, считая, что она отгоняет злых духов. В ночь накануне Юрьева дня и купальскую ночь с помощью осиновых веток, воткнутых в стены хлева, в ворота, в сараи, оберегали скот от ведьм, отбирающих у них молоко. Существовало много приемов с использованием осиновых ветвей или поленьев для защиты домашнего скота от вредоносных сил, для предохранения коровьего молока от порчи и пр.
Охранительное действие приписывалось не только дереву, но и колу, вырубленному из его ветви или ствола. При строительстве дома в углах фундамента втыкали осиновые колышки, оберегая дом от всякой беды. Защищаясь от лешего, человек, застигнутый ночью в лесу, ложился спать в круге, очерченным на земле осиновой палкой. Считалось, что осиновый кол охраняет от всякого зла, и особенную известность он приобрел как действенное средство против колдунов и вампиров. М. Забылин пишет, что осина имеет «чрезвычайную силу против колдунов и когда такому умершему и встающему из могилы осиновый кол вколотят между плеч, то колдун прекращает свое загробное странствие». У восточных славян и в Польше осиновый кол втыкали в могилу «ходячего» покойника или вампира, но, конечно, более действенным считалось его вбивание прямо в труп. В упрощенной форме этого обычая осиновый крест устанавливали на могиле, или помещали перед погребением на грудь покойника маленькие осиновые крестики.
Знаменито это дерево также своей древесиной, отлично переносящей намокание и не подверженной гниению. Вместе с березой, грабом, буком и липой осина относится к белому лесу. Доски, выструганные из осины, со временем не желтеют, оставаясь белыми. Эти свойства осины делают ее незаменимой при изготовлении мебели и всевозможных резных изделий. По этой же причине из осины делают бочки, ушаты, корыта, срубы колодцев, а также пластины на деревянные купола церквей на севере России. Издали эти купола кажутся «как бы чешуйчатые, а при ближайшем рассмотрении состоящие из тяжелых, искусно вытесанных и еще искуснее пригнанных одна к другой деревянных пластин. Эти пластины называются лемехами, и были они всегда осиновые».
На огне из осиновых дров сжигали после смерти колдунов, чтобы они не вредили людям, а также утопленников, похороненных на общем кладбище, что, как считалось, было причиной сильной засухи. Существовало даже проклятье: «Чтоб ты сгорел на осиновом дереве». Чтобы уберечься от русалок заламывали осиновую ветвь. В песнях, исполнявшихся весной в Полесье при «проводах русалки» пели: «Проведу русалку, проведу, Да и осинкою заломлю, Штоб русалочка не ходила, Мого житечка не ломила». Человек, желавший никогда не возвращаться в покидаемый им край, заламывал вблизи дороги ветку осины.
Считалось, что колдун должен был перекувыркнyться через осиновый пень или пять осиновых колышков, чтобы стать невидимым или оборотиться в волка. Бросив осиновую ветку перед путником, колдун сбивал его с дороги. Желая завести дружбу с лешим, человек призывал его, стоя в лесу на поваленных осинках.
С.А Токарев пишет, что, роль осины по отношению к нечистой силе свидетельствует о том, что дереву этому придавали «апотропеическое и, может быть, сакральное значение»: «осиновым колом можно обезвредить упыря или умершего колдуна; по украинскому поверью, ударом осиновой палки можно заставить ведьму, обернувшуюся животным, принять свой настоящий вид; если истопить осиновыми дровами печь в великий четверг, все колдуны сейчас же придут просить золы».
Использованные материалы:
- Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным;
- Владимир Солоухин «Третья охота»;
- Т.А. Агапкина. Осина http://pagan.ru/slowar/o/osina0.php ;
- С.А. Токарев, Религиозные верования восточно-славянских народов XIX — начала XX в.