Лиана. Часть 3

Лиана в мифологииИндейцы Мексики и Южной Америки использовали лиану банистериопсис, вьюнки и грибы в качестве священных проводников в мир духов и богов сотни, а может и тысячи лет. «Ацтекская настенная роспись в древнем Теотиуокане, изображающая Богиню-Мать, олицетворявшую вьюнок пурпурный, или ололиукуи, датируется примерно 500 г. н. э.». В Мексике широкое распространение имели также и психотропные грибы, но в Южной Америке наиболее предпочтительными были напитки, изготовленные из галлюциногенных растений.

Ацтекской богиней-матерью, богиней земли была Тласольтеотль, мать двух божеств плодородия – Макуильшочитля, бога цветов и весенней растительности, и Синтеотля, бога маиса. В гимнах они часто отождествлялись, однако Макуильшочитль («пять-цветок»), или Шочипилли («владыка цветов»), был также связан с ололиуки и считался «божеством-покровителем священных галлюциногенных растений» и «цветистых снов».

Ацтеки считали растение божественным, а испанские миссионеры прозвали его, как обычно, «дьявольским» и пытались искоренить использование ололиуки, связывая его с колдовством. Кающийся индеец должен был признать, что «верил в видения, в магические травы, в пейот, в ололиуки, в сову».

Возмущение святых отцов вызывало также изготовление мази, одними из компонентами которой были ядовитые насекомые, табак и ололиуки. Эту мазь ацтеки делали для совершения жертвоприношений. «Они преподносили эту дьявольскую смесь своим богам и натирали ею свои тела. Помазавшись таким способом, они становились бесстрашными к любой опасности».

Нынешние сапотеки Оахаки, «словно пытаясь вернуть доброе имя этому растению, которое в умах испанских конкистадоров вызывало лишь «сатанинские» ассоциации, называют его по-христиански – «Травой Марии» или «Семенами Мадонны».

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. II;
  2. Невилл Друри. Шаманизм.