Грибы. Часть 4

Грибы в мифологииМотив происхождения людей из грибов был известен и древним грекам. Приводя миф о Медее, убившей из мести своих детей и убегающей на колеснице, запряженной драконами, Овидий упоминает о людях, ведущих свое происхождение от дождевых грибов: «Вот на змеиных крылах, наконец, в Эфирее Пиренской / Снизилась. Древних людей при начале веков тут явилось / смертное племя, — его дождевые грибы породили».

Грибы-прародители не случайно называются «дождевыми»: издревле было замечено, что представители грибного семейства самых разнообразных форм и расцветок дружно появляются после летнего дождя с грозой. Здесь мнения расходятся: в некоторых традициях ответственным за происхождение грибов, во всяком случае, некоторых из них, считается дождь, в других – удар молнии. Известна греческая и римская поговорка о том, что грибы растут не от дождя, а от грома.

В некоторых случаях связь с громом отражается в названии гриба. К примеру, рус. «громовник», словен. molnjena goha, Древнегреческое название одного из видов земляных грибов κεραΰνιον означает букв. «удар молнии». Литовцы связывали происхождение грибов с ударом грома-молнии: ’После грозы хорошо грибы растут, видать, землю потрясло’.

Основным мотивом индоевропейского мифа о громовержце была его ссора с женой или детьми, в результате которой они наказываются изгнанием на землю. Гром и молния рассматривались как орудия их наказания. В варианте с детьми Громовержца, эти «божьи дети», сброшенные на землю, превращаются в грибы, насекомых, червей, жаб, змей и прочих хтонических существ.

В китайской традиции происхождение грибов от грома отразилось в их названии: LeichingTan ‘гриб, произращенный громом’, LeishêngChün ‘гриб громового раската’, LeiChün ‘громовой гриб’. В Древнем Китае гриб ку или хи, символ долгой жизни, назывался также чудо-грибом, грибом богов или растением бессмертия. По преданию, на китайских «островах блаженных» находится состоящий из золота и серебра «грибообразный дворец».

Ма-гу («конопляная дева»), бессмертная фея, помогающая людям, изображалась с волшебным пятицветным грибом линчжи («чудесный гриб»), дарующим бессмертие. Особо почитались чжи, растущие на тысячелетних деревьях, либо подле их корней, обладающие целебными свойствами. Изображения чжи как символа долголетия чрезвычайно популярны в китайской живописи.

Использованные материалы:

  1. Овидий. Метаморфозы VII 391- 393;
  2. Мифы народов мира, т. I, II;
  3. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов.