Конопля. Часть 3

Соцветие коноплиКонопля, как техническая культура, славянам была известна раньше льна. «Возделывание конопли на всех этапах — от сева до тканья полотна — сопровождалось магическими действиями и считалось (за исключением сева) сугубо женским занятием». В Могилевской губернии хозяйка перед севом «трижды объезжала на кочерге участок», на котором будет расти конопля. Сеять следовало босиком, без шапки и… с завязанными глазами, так как в противном случае считалось, что птицы выклюют посеянные семена. В число магических приемов входил запрет здороваться и отвечать на приветствие во время сева, а перед севом следовало есть яйца или яичницу, разбрасывать яйца по полю, закапывать в землю, держать в семенах и все для того, чтобы семенные головки конопли выросли бы крупными, а волокно – белым. О прыжках, танцах, катаниях на санах с горок, прыганием через костры уже было сказано.

Все эти приемы должны были способствовать магическим образом вегетации и обеспечить рост конопли. Однако выращенное с такой заботой и ухищрениями растение ожидала мучительная «смерть» с последующей трансформацией в полезный для человека предмет – рубаху, веревку, масло и пр. Конопля – одно из тех растений, которые «претерпевают» большие «страдания», превращаясь из семени в хлеб, полотно, бумагу, поэтому неудивительно, что в верованиях и фольклоре с коноплей связывается мотив «жизненных мук». Существует ряд текстов, в которых описываются «муки» таких растений, как пшеница, конопля и лен.

Такие тексты, перечисляющие все действия, связанные с растением, начиная с сева до преобразования в полезный для человека предмет, использовались как заговоры, выполняя роль оберегов. В Сербии градовые тучи разгонялись пением песен-заговоров, описывающих муки и страдания пшеницы, однако более эффективным считалось петь о муках конопли, ибо «нет в мире растения, которое претерпевало большие мучения». Чтением такого заговора сербская знахарка пыталась избавить больного от прострела и болей в груди. Для этого, вооружившись «бритвой… тремя ножами, тремя топорами, тремя веретенами и тремя метлами», она колет и тыкает ими в грудь больного, одновременно произнося следующее заклинание: «Я посадила коноплю, и созрела конопля, и я убрала коноплю, ободрала коноплю, утопила коноплю в воде. Я драла коноплю на редком гребне, выбирала в конопле отдельные пряди, я пряла коноплю на веретенах, я сматывала коноплю мотовилом, я сучила коноплю на навой, я вводила коноплю в бедро, я выткала полотно посконное, я выбелила полотно посконное, я раскроила полотно посконное, я сшила рубаху посконную, я порвала рубаху посконную. Расползлась, пропала посконь – рассосалась, пропала боль в груди. Прекратись, прекратись, прекратись!!!».

Использовали стебли конопли как лекарственное средство. В Восточной Сербии для лечения от эпилепсии употребляли «забытую» коноплю, т.е. оставшуюся в поле неубранной. Детей от заразных болезней сперва опоясывали паклей, которой обмывали покойника, затем ее сжигали и мазали ребенка сажей. Зеленый стебель конопли клали у колыбели, чтобы ребенок лучше спал. В русско-белорусском пограничье нитка из конопли и льна, изготовленная в Страстной четверг, служила лечебным средством при переломах и вывихах.

Практиковались обряды ритуального производства обыденного полотна, полотенца, пояса и обыденной рубахи, в которых отражались все перипетии «жизни» конопли. Совершались они в случая эпидемий чумы или в моменты крайней опасности для жизни поселян. «Так, в Пиринской Македонии, в с. Горна Сушица, чтобы «злая» болезнь (чума, холера и т. п.) не пришла в село, собирались три вдовы, брали хлопок и выпрядали за одну ночь три веретена пряжи, затем сновали и ткали и к утру выносили кусок длинного, плотного полотна. Под этим полотном пролезали все жители села». Считалось, что это убережет их от заражения болезнью.

В Восточной Сербии в одном из сел при известии о начавшейся войне «собирались в полночь девять старух, которые до утренней зари в полном молчании ткали и шили одну рубаху, через которую «пролезали» все, кто шел на войну и должен был подвергнуться опасности. Верили, что, продев через себя обыденную рубаху… они избегнут смертельной опасности». В другом селе этот обряд дополнялся некоторыми деталями: девять старух должны были быть раздетыми донага, и в то время, как они делали свою работу, мужики караулили петуха, который запоет первым. Такого петуха приносили к старухам, которые надевали на него сшитую за ночь рубаху и выпускали бродить по селу. «Затем уходящим на фронт давали по кусочку от рубахи, чтобы они не погибли. … Такая рубаха называлась также «чумина кошуља», т. к. она, согласно верованиям, защищала от чумы и холеры».

Использованные материалы:

  1. В.В Усачева, Магия слова и действия в народной культуре славян. Конопля в славянской мифологии;
  2. Н.И. Толстой, Vita herbae et vita rei в славянской народной традиции // Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал. 1994.