Цветочная символика стала основой «языка цветов». Каждый цветок имел свое значение и служил средством передачи любовных посланий. В некоторых странах цветы представляли собой сложный язык. Примечательным примером служит «Селам», язык цветов, которым пользовались в турецких гаремах. Он был введен в Европе шведским королем Карлом XII. Через несколько лет этот язык появился и в Англии, после того, как писательница Уортли Монтегю, посетив Турцию, изучила как при помощи правильно составленного букета выразить самые разные чувства — от привязанности и дружбы до неприязни и ненависти.
В цветочном послании были важны такие детали, как были ли цветы преподнесены соцветиями вверх или вниз, были ли убраны шипы или листья, и находились ли они в правой или левой руке. Даже наклон руки имел свой смысл: наклон вправо означал утвердительный ответ, влево — отрицательный. Также было важно куда поместит цветок принимающий его: если в прическу, то это означало предостережение, если у сердца — любовь. Большая часть этого цветочного языка была утеряна и в настоящее время крайне редко можно ожидать понимания того, что сказано цветами и получить ответ.
Вот несколько примеров цветочного языка: желтая акация означала, что любовь ушла, анемон — хрупкость, анютины глазки — думай обо мне, астра означала уходящую красоту, амарант — бессмертие, багряник — недоверие, барвинок малый — светлое воспоминание, бессмертник — неизменная память, венерин башмачок давал знать о непостоянной красоте, водяная лилия о чистоте сердца, вьюнок означал покорность, гвоздика — непорочность, георгин — достоинство и элегантность. Особенно многозначным был цветок герани: желтая герань — трезвый рассудок, светло-коричневая — встречусь с вами, розовая — предпочтение, пурпурная — утешение. Гелиотроп означал преданность, гиацинт — игру, гортензия — бессердечие, душистый горошек — расставание, лаванда — признание, ландыш — возвращение счастья, лилия «признавалась» в скромности, лотос означал ушедшую любовь, лютик — печаль, магнолия — физическую любовь, маргаритка — невинность, мята — целомудрие, а мята болотная давала сигнал «спасайся!».
Мятлик луговой означал — мои лучшие дни прошли, цветок наперстянки — я стремлюсь к вам, нарцисс сулил обманчивые надежды, незабудка признавалась в истинной любви, ноготки означали беспокойство, одуванчик — непреложную истину, олеандр предупреждал — остерегайся! Опунция означала насмешку, орхидея — красавицу, первоцвет — юность, пижма — сопротивление, пион — хвастовство, подсолнечник — фальшивое богатство, резеда — исключительность, репейник — признательность, розмарин — воспоминание, подарок на память, салат-латук — ледяное сердце, сирень — первое чувство любви, тюльпан — выражение любви, флокс — мы едины, хризантема — приветливость.
Фиалка и роза, как и герань были многозначны: фиалка синяя означала скромность, белая — искренность, а желтая — сельское счастье. Роза австрийская несла послание, смысл которого был «с большой любовью», дамасская означала застенчивую любовь, белая роза тихую печаль, желтая — неверность, а роза-эглантерия — поэзию.
«Язык цветов» в буквальном смысле использует буддистский миф, уверяя в том, что с каждым словом Просветленного с неба падает цветок. Согласно легенде Будда проповедовал у подножия Горы Коршунов в Центральной Индии. В китайской секте чань и в японском дзэн-буддизме считается, что именно на вершине этой горы Будда осуществил первую бессловесную передачу чаньского учения, так называемую «цветочную проповедь». Согласно легенде, ему явился бог Брахма, протянул цветок и попросил произнести проповедь. Будда принял цветок, повертел его в пальцах, но не произнес ни слова. Никто из присутствующих не понял смысла этой проповеди, кроме Кашьяпы, который при этом слегка улыбнулся: он и унаследовал от него чаньское учение. Сам Будда часто изображался сидящим на лотосе.
В тибетском Ганджур-Данджуре (собрании тибетских канонических буддийских текстов, переведенных с санскрита) началом для создания стихийного мира послужил цветок, из сердцевины которого творец создал воздух. На ламаистских жертвенниках постоянно находятся меняющиеся каждый день приношения от стихий: вода, как жертва морей, семена – подношение от земли, благовония — от воздуха, лампада — от огня, опресноки — от человека и музыкальное орудие — от всего мира. Однако есть предметы, считающиеся неприкосновенными и среди них таинственный цветок – эмблема западного рая Сукхавати.
Использованные материалы:
- Джон Доли. Энциклопедия знаков и символов;
- Энциклопедия мистических терминов.