Цветы. Часть 4

Цветки кактусаЦветы играли важную роль в мифологических представлениях индейских племен. Происхождение цветов связывалось в тольтекском мифе с волосами богини, из тела которой была создана земля: верховный бог тольтеков Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль создали четырёх сыновей: красного Тескатлипоку, чёрного Тескатлипоку, Кецалькоатля и Уицилопочтли, которые ассоциировались с четырьмя сторонами света: востоком, севером, западом и югом соответственно. Согласно мифам, Кецалькоатль и Тескатлипока принесли с небес богиню земли Тлальтекутли, полную «во всех своих суставах головами и ртами, которыми она кусалась, как дикий зверь, и прежде чем они спустились, уже была вода, которую неизвестно кто создал» («История Мексики» А. Теве). Из богини сделали землю, из её волос — деревья, цветы и травы, из глаз — колодцы, источники, пещеры, из рта — реки и большие пещеры, из носа — долины гор, из плеч — горы.

Именем ацтекской богини, ассоциировавшейся с сексуальностью и плодородием, было Шочикецаль — «Цветочное перо». Она считалась покровительницей жен, ткачей, любящих, художников, распутниц и скульпторов. Испанские источники 16 в. сравнивали ее с римской Венерой. В одном из вариантов мифа она считалась супругой Макуильшочитля или Шочипилли. В ацтекском 20-дневном календаре двадцатый знак называется «цветок» и служит символом искусства и вкуса. «Рожденные под этим знаком, по преданию, имели талант ко всем искусствам и ремеслам, но также и к колдовству».

Ацтекский бог Шочипилли («владыка цветов») или Макуильшочитль («пять – цветок»), сын богини земли Тласольтеотль, был богом весенней растительности, любви, цветов, веселья и игры в мяч. Он считался покровителем художников, певцов, поэтов и игроков в мяч. Шочипилли изображался в виде юноши, сидящего среди цветов и бабочек, со скипетром, увенчанным сердцем. На с. 53 и 72 «Кодекса Борджиа» Макуильшочитль изображен «с заостренным пенисом в форме ящерицы. Ящерица являлась символом воды и обильного урожая». В божественных гимнах Макуильшочитль-Шочипилли называется Синтеотлем, богом молодого маиса, и очень часто имеет характерные признаки последнего. Оба — и Макуильшочитль, и Шочипилли — считались владыками юга, а юг расценивался как область зла.

Ацтеки приносили богу цветов кровавые человеческие жертвыВ государстве ацтеков в Древней Мексике человеческая кровь считалась необходимым средством для укрепления Солнца, которое теряло силы во время ночного пути по преисподней. Только с помощью крови можно было поддерживать космический порядок. «В древнем городе Теотиуакане… кровь приносили в жертву богу цветов. На этом месте была построена знаменитая пирамида Солнца. …Позднее, когда город был разрушен и само имя его было забыто, его нашли ацтеки и дали ему имя Теотиуакан – «место, где люди становятся богами». На месте этого ушедшего в небытие города они приносили кровь в жертву богу цветов: жертвователь надрезал палец или веко, пропитывал кровью пористую бумагу и сжигал ее в небольшой глиняной чаше». Для принесения крови в жертву богу цветов нужны были пленные и ацтеки воевали с соседствующими племенами исключительно с целью добычи пленных. Эти войны так и назывались — «цветочные войны» и пленные, приносимые в жертву должны были умереть «смертью цветов».

Цветы, плоды и изделия из золота, которое считалось металлом солнечного происхождения, подносили своему богу солнца и огня Курикавери мексиканские тараски. В жертву ему приносились также животные и пленные.

В мифах гуронов повествуется о соперничестве близнецов-антагонистов, Иоскехи и Тавискароне. Иоскеха — символ весны — вооруженный рогами оленя, одерживает победу над Тавискароном, оружием которому служит… побег дикой розы. Во время бегства, теряющего кровь Тавискарона, капли его крови превращаются в кремни, а из останков тела возникают Скалистые горы.

Использованные материалы:

  1. Мифология. Большой энциклопедический словарь;
  2. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
  3. Исида Эйтиро. Мать Мамотаро;
  4. Агнес Карр Вогэн. Этруски;
  5. Мифы народов мира, т. II.