В Китае лотос почитался как священное растение еще до распространения буддизма. Так, в даосизме одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Сянь-гу («бессмертная дева Хэ») изображалась держащей в руках цветок белого лотоса на длинном стебле, изогнутом подобно священному жезлу жун (жезлу исполнения желаний). Слог «хэ» (лотос) в мужских именах раньше выражал связь с буддийским учением.
Лотос считался в Азии основным символом космической йони, из которой возникла вся жизнь. В Китае эта идея передавалась образом алмазного тела, рожденного из Золотого цветка — основного символа женственности. Цветок лотоса соотносился с представлением о плодородии и производительной силе; синий цветок (ч’инг) связывался с понятием чистоты и целомудрия.
Другое имя лотоса, лиен, звучит так же, как «обязывать» или «скромность», что послужило тому, что изображение лотоса в традиционном искусстве Китая и Японии помимо общей символики имеет особенный подтекст — «пожелание счастья, благополучия и скромности». Так, например, мальчик с цветком лотоса представляет пожелание «Пусть ты будешь снова и снова наслаждаться изобилием». Таким же образом можно истолковывать изображения лотосов на дверях домов или столбы, колонны в виде стеблей и цветков.
Изуродованные путами ноги знатных китаянок назывались «согнутым лотосом» и должны были обеспечить изящную походку и воздушность в танце. Этот жестокий обычай был официально запрещен только в конце 19 в. Традиция установила 8-й день четвертого месяца как день рождения Фо (Будды) (» в который цветет лотос»). Лотос соотносится с летом — это цветок июля, и он является одной из восьми эмблем удачного предсказания.
В добуддийской мифологии Китая лотос символизировал мужское начало природы, позднее — женское. Корень лотоса, скрытый глубоко под водой, символизировал источник существования; коробочка с семенами — плодоносную сила творения; полностью раскрывшийся цветок — духовное совершенство.
С распространением буддизма само возникновение лотоса стало трактоваться как благовещение о рождении Будды, изображения которого имеют лотосовый знак на стопе.
В китайском буддийском искусстве лотос стал играть важную роль как символ «западного рая», «лотосового рая». Западное небо изображается как лотосовое озеро с обилием лотосов разных форм, размеров и оттенков. Каждый лотос растущий на этом озере, соотносится с душой умершего человека. В зависимости от степени добродетельности земной жизни человека цветы лотоса расцветают или вянут. Будда запада — Амитабха (Амитофо) изображался сидящим среди лотосов, в окружении бодхисатв.
Использованные материалы:
- Мифы народов мира, т. I;
- Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
- Словарь изобразительного искусства;
- Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов.