Растения

Растения в мифологии

Ягоды можжевельника

Можжевельник кустарниковый. Часть 4

Использование дыма от растений, обладающих наркотическими свойствами, или их зерен, которые сжигались в лечебных и ритуально-магических обрядах, в древности было широко распространено. Для скифской культуры,…

Куст можжевельника с ягодами

Можжевельник кустарниковый. Часть 3

Следы почитания можжевельника сохранились и в армянской мифологии в упоминании о триаде священных растений: платана, можжевельника и бригонии (брионии). Характерные признаки каждого из священных деревьев,…

Ягоды можжевельника

Можжевельник кустарниковый. Часть 2

В Древней Греции можжевельник был известен под названием arkeythos, и, хотя под этим названием фигурировали и другие хвойные деревья — кипарис, сосна, кедр, — однако…

Кусты можжевельника

Можжевельник кустарниковый. Часть 1

Можжевельник обыкновенный Juniperus communis — вечнозеленый хвойный кустарник. Родовое название juniperus — от кельтского “jeneprus” — колючий, латинское communis — обыкновенный. Представлен вечнозеленым ароматическим иногда…

Шаманское дерево в мифологии бурят

Шаманское дерево в мифологии бурят

Шаманское дерево — непременный атрибут бурятского шамана. Оно может представлять собой столб, коновязь (сергэ) или живое дерево. Живые деревья использовались в обряде посвящения кандидата в…

Шаманское дерево

Шаманское дерево в мифологии якутов

В мифологических представлениях якутов верховное божество Айы Тойон посадил у себя перед жилищем березу с восемью ветвями, на которых находились гнезда с детьми Творца. Кроме…

Шаманское дерево

Шаманское дерево в мифологии долган

Долганы представляют собой коренное население Таймырского полуострова. Основу этой народности составили несколько тунгусских родов, илимпийские эвенки и отдельные семьи энцев и ненцов. Поскольку говорят долганы…

Шаманское дерево

Шаманское дерево в мифологии удэгейцев

Удэгейцы, также как и нанайцы и орочи, относятся к тунгусо-маньчжурской группе народностей. Однако из всех народов Амура и Приамурья они единственные, кто называет себя лесными…

Шаманское дерево в мифологии эвенков

Шаманское дерево в мифологии эвенков. Часть 2

Шаманское дерево туру являлось непременным атрибутом не только шаманского чума, но и шаманских камланий. Туру представляло собой молодую высокую лиственницу, которую ставили в центре шаманского…

Шаманское дерево

Шаманское дерево в мифологии селькупов

В селькупской мифологии отражены представления и о вертикальном, и о горизонтальном строении мира. Вертикальное строение большей частью зафиксировано у групп северных селькупов, в сказаниях южных…

Шаманское дерево

Шаманское дерево в мифологии орочей

Первоначальной территорией обитания орочей была р. Тумнин на побережье Татарского пролива, где орочи взаимодействовали с ульчами и удэгейцами. Этноним «орочи» происходит либо от орон (тунг.…

Шаманское дерево

Шаманское дерево в мифологии нивхов

Когда кто-то из сахалинских нивхов становился шаманом, для него устанавливали ель, у которой обрубали все ветви кроме четырех: считалось, что на них садятся во время…

Шаманское дерево

Шаманское дерево в мифологии нганасан

Нганасанский шаман видел шаманское дерево в болезненном сне. В течение длительного времени он был подвержен приступам мучительной шаманской болезни, во время которой проходило его шаманское…

Шаманское дерево

Шаманское дерево в мифологии ульчей

У ульчей, как и у нанайцев, пихта считалась священным деревом и была связана с их происхождением. А.Золотаревым записан ульчский миф о девушке, жившей в стволе…