Ящерица: мифология обских угров

Ящерица в мифологии обских угровВ традиционном хантыйском мировоззрении самыми ценными, определяющими судьбу человека существами, представлялись духи в образах ящерицы и лягушки. Восточные ханты считали, что жизненная суть (душа) ilt имелась только у живого человека и могла показываться в образе ящерицы, или комара, паука, реже в виде крошечного человечка. Видеть ее мог только шаман. Ilt являлась хозяином человека, ответственной за его поступки. Считалось, что вины человека в том, что утонул или повесился, нет, — это ilt заставила. После смерти человека ilt оставалась при умершем, временами бродила вокруг дома, как будто приходя за кем-то из живых членов семьи, и не оставляла тело до трех лет, пока оно не сгнивало, потом исчезала. Образ ящерицы, в котором представала душа, связывал ее с культом предков, представлявшихся семейными охранителями. К примеру, ваховские ханты в качестве семейного духа-хозяина хранили тушку ящерицы или ее скелет. Образование новой семьи обязательно сопровождалось изготовлением изображения семейного духа. Роль и значение духа-ящерицы в этом качестве наглядно проявляется в культе огня домашнего очага.

По представлениям северных хантов, домашний огонь считался общим для кровных родственников — рат ёх (рат) «людей одного очага». Рат — это все кровные родственники, имеющие происхождение от одного корня. Придя в гости к сородичу, они могли «кормить»огонь, подбрасывая дрова, передавать его друг другу, но чужому человеку, зашедшему в гости, не позволялось ни передавать, ни «кормить» огонь домашнего очага хозяев. Еще нагляднее родство людей через очажный огонь проявлялось, когда он представлялся священным — емын рат . К нему могли прикасаться только самые ближайшие родственники, а чужим нельзя было даже садиться близко к очагу. Такой огонь горел в очаге войкарских хантов Севли. По рассказам очевидцев «из него выходили «корявые» желтоватого цвета ящерицы». Ханты говорили о священном огне, как о спускающейся звезде, что выявляет связь священного огня с предками, души которых уходили на звездное небо. Звезды представлялись свешивающимися с неба корнями деревьев, и в этих корнях в виде ящериц и жуков пребывали души умерших предков. Священным считался огонь, низведенный на землю молнией и святость его еще больше возрастала, если он сохранялся в шаманском очаге. Из примеров почитания священного огня у других народов, известно, что такой священный огонь мог быть добыт в исключительных случаях трением деревянных брусков т.е. через посредство дерева. В представлениях нанайцев, орочей, удэгейцев, контактировавших с обскими уграми, сам шаман выступал аналогом этого удивительного дерева, соединявшего небо с землей, кора которого состояла из снующих ящериц и жаб. Сохранение родового огня свидетельствовало о непрерывающейся связи членов рода с предками, а ящерицы, показывавшиеся в очажном огне войкарских хантов Севли, указывали на то, что эта семья принадлежала к шаманскому роду. В семантическом ряду шаман-предок-звезда-дерево-огонь, ящерица, как образ души-искры, начинала и замыкала огненный круг жизни.

Дух-покровитель присутствовал не только в каждой семье, но и проявлял заботу об отдельных территориях и осуществлял их защиту. Так, ханты Юганско-Пимского ареала почитают Ягун ики – духа покровителя Большого Югана, который мог принимать облик медведя или оборачиваться соболем. По представлениям юганцев, «змеи – это подвязки на чулках Ягун ики, ящерицы – завязки на его саке, поэтому ящерицы и змеи считаются священными, их нельзя убивать».

Большое значение придавалось ящерице в шаманском культе. На вогнутую часть изготовленной из березы колотушки наносилось изображение ящерицы или змеи, которые вырезались или выковывались из металлического прута и крепились к колотушке. На шаманские плащи привешивались металлические подвески, изображавшие ящериц, нашивались фигурки ящериц из кожи. Присутствие изображений ящерицы на шаманских атрибутах, подчеркивало важную роль, которую играл этот дух-помощник не только в странствиях шамана, но и в его лечебной практике. В последнем случае ящерица представлялась воплощением злого духа, который представлялся либо вселившимся в определенную часть тела, либо похитившим ilt человека. В обоих случаях вина за болезнь возлагалась на злого духа, а поскольку его воплощением представлялась ящерица, известная своей способностью откидывать хвост, то именно хвост стал ассоциироваться с духом болезни. Манси тоже считали отвалившийся хвост ящерицы злым духом, покинувшим своего хозяина. Даже увидеть отпадение хвоста считалось опасным, и такую ящерицу следовало поскорее убить, что считалось делом богоугодным. «За убиение трех, а еще лучше семи безхвостых ящериц, прощается много грехов». Вообще, манси считали лягушку, ящерицу и паука нечистыми существами, а люли, род небольшой гагары, и змею — чистыми.

Любопытно, что в мифологических представлениях венгров, по пути в семиярусный подземный мир встречаются три страны — лягушек, ящериц и змей. Выделение в загробном мире трех «стран» для каждого из этих животных подчеркивает важную роль, которую они играли в далеком прошлом. Возможно, в локализации этих трех «стран» в нижнем мире отразились архаичные представления о том, что души мужчин и женщин после смерти отправлялись в обособленные по признаку пола области. Страна лягушек — мир умерших женщин-матерей, страна ящериц — мир умерших мужчин-отцов и страна змей — мир далеких предков. Таким образом, рассмотренные материалы позволяют сделать вывод о представлении обскими уграми жизненной сути человека — его души-духа — в образе ящерицы, которая могла превращаться в злого духа болезни после окончательного отделениея от человека в случае его смерти.

Использованные материалы:

  1. Перевалова Е. В. Северные ханты: этническая история;
  2. Мартынова Е.П. Очерки культуры и истории хантов;
  3. Традиционное мировоззрение хантов//В.М. Кулемзин О хантыйских шаманах;
  4. Михайловский В.М. Шаманство. Сравнительно-этнографические очерки ;
  5. А.Ю. Айхенвальд, В.Я. Петрухин, Е.А. Хелимский. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов