Черепаха: индийская мифология

В мифологических представлениях Древней Индии с черепахой соотносится основание земли. Считалось, что «земной диск вместе с горой Меру покоится на спинах четырех слонов: сильных, надежных и неизменных держателей мира. Слоны стоят на панцире огромной черепахи, а сама черепаха лежит на свернутом кольце – теле исполинской кобры». В другом варианте на черепахе покоится змей Шеша, а на нем — мир. Однако незыблемость земли, покоящейся на черепахе, подвержена разрушению в конце текущего космического цикла — калиюги. Пураны по-разному описывают уничтожение мира в конце калиюги. В одной из пуран утверждается, что при появлении Вишну в аватаре Калки — верхом на белом крылатом коне — будут уничтожены все злые обитатели земли, а земля — повержена в пучину. Конь Вишну изображается с поднятой правой ногой. «Когда он ударит ею по земле, черепаха, поддерживающая змею Шешу, на клобуке которого покоится мир, упадет в бездну и тем самым освободится от своего бремени».

В мифе о пахтании молочного океана черепаха занимает видное место, являясь той твердой основой, при опоре на которую создаются элементы вселенной. Миф рассказывает о том, как однажды боги и асуры решили заняться пахтанием молочного океана с целью добыть из него, по совету Вишну, амриту. Для этого они обмотали гору змеем Васуки как веревкой, чтобы использовать ее в качестве мутовки. Боги взялись за хвост Васуки, асуры встали в головах этой «веревки» и совместными усилиями стали пахтать океан. Однако гора начала проваливаться в жидкое дно, и тогда Вишну спас предприятие, обратившись в гигантскую черепаху (это воплощение называется курма-аватара). которая нырнула и подставила свою спину под гору. В процессе пахтания из вод появилось четырнадцать драгоценных предметов и существ, последним появился великий врачеватель Дханвантари с сосудом, содержащим амриту. Асурам в драке удалось завладеть амритой, но Вишну вновь спас положение, обратившись на этот раз в прекрасную деву по имени Мохини. При виде ее необыкновенной красоты асуры позабыли все на свете и отдали ей сосуд с амритой. А Мохини, прибегнув к хитрости, отдала богам весь напиток.

В индуистской мифологии одним из семи великих риши (мудрецов), участвовавшим в творении мира, является Кашьяпа, чье имя букв. означает «черепаха». Любопытно, что в древнеиранском название лягушки тоже kasyapa, что лишний раз подтверждает взаимозаменяемость образов лягушки/жабы и черепахи. Кашьяпа считался либо сыном Брахмы, либо эманацией духа Брахмы — Праджапати. Согласно космогоническому мифу, изложенному в «Шатапатха-брахмане», Праджапати создал все живое, воплотившись в космическую черепаху: «черепаха и есть Кашьяпа; поэтому говорят, что все живые существа – потомки Кашьяпы». Знаменитыми сыновьями Отца-черепахи — Кашьяпы были Вивасват, божество солнца, и Гаруда, «пожиратель змей». Внуком Кашьяпы был Ману, прародитель людей. «Будучи отцом богов и асур, людей и демонов, змей и птиц, Кашьяпа как бы символизирует изначальное единство, предшествующее дуализму творения». В одном из древнеиндийских сочинений вся вселенная уподоблена черепахе: «верхний выпуклый панцирь – небо, а нижний – плоский – земля».

В поздней индуистской традиции к представлению об опоре земли в виде черепахи и змея были добавлены четыре слона, стоящие на гигантской черепахе. покоящейся в свою очередь на обвивающем все мироздание змее. В центре земного океана помещается обитаемый людьми континент — Джамбудвипа с мифической горой Меру, тоже покоящейся на спинах космических слонов. В этой картине мира вместе с черепахой важное место отводится и змею, которого, как говорится в «Вишну-пуране», почитают все духовные существа.

Черепаха связана с Космосом через ночь и Луну с ее фазами. В индийской традиции связь с луной подчеркивается тем, что в лунных пятнах усматривались тени, отбрасываемые черепахами и рыбами. Они «плавали» в Луне, как в хрустальном шаре, наполненном серебристой водой.

Из трех великих рек Индии Джамна изображалась стоящей на черепахе, Ганга — на крокодиле, а Сарасвати восседающей на павлине.

Черепаха фигурирует и в космогониях неарийских народов – дравидов и особенно мунда, у которых земля обычно мыслится утвержденной на спине черепахи. В мифах бхуйя и сантал земля тоже покоится на черепахе. У сантал ее для этого приковали за четыре ноги, бхуйя считали, что когда черепаха шевелится, происходят землетрясения. У бхилов существует миф о черепахе, сотворившей мир из своего яйца. Она держится за хвост изначального змея, обитающего в первозданном океане.

По мифу гондов — народа дравидийского племени центральной Индии, создатель, плававший на глади вод на цветке лотоса, послал ворона искать землю. Через шесть месяцев ворон встретил черепаху, стоявшую одной ногой в воде, головой доставая неба. Она рассказала ворону, что землю проглотил подводный червь. Черепаха и ворон прибыли к Логанди Радже, тот велел своему брату сделать лодку. Черепаха и ворон нырнули с нее, черепаха схватила червя за шею, тот стал срыгивать землю разных сортов. Ворон взял всю землю в клюв, дернул за веревку, Логанди Раджа вытащил ныряльщиков наверх, Создатель скатал шар из земли и поместил на воду, сотворив сушу.

Использованные материалы:

  1. Эдвин К. Крапп. Астрономия;
  2. Шатапатха-брахмана, VIII 5.1.1, 5.1.5;
  3. Пол Томас. Легенды, мифы и эпос Древней Индии;
  4. Мифы народов мира, т. I ;
  5. Ю.Е. Берёзкин. Мир черепахи: от детских рассказов до космогоний. В связи с оберегом из североамериканской коллекции МАЭ;
  6. В.В. Евсюков. Мифы о вселенной;
  7. Я.В. Чеснов. Историческая этнография стран Индокитая.