В мифологических представлениях древних греков черепаха соотносилась с Нижним миром. В трехчленной вселенной с подземным миром древних богов ассоциировался Тартар, название которого происходит от слова «tartaruga» («черепаха»).
В цикле мифов о героических подвигах Тесея его четвертым подвигом было убийство коринфянина Скирона, сына Пелопса либо Посейдона. «Скирон обитал на Мегарской земле среди скал, которые по его имени называются Скиронидскими, и заставлял прохожих мыть ему ноги; когда же они приступали к мытью, он сталкивал их в пропасть на съедение огромной черепахе». Тесей отказался мыть Скирону ноги, поднял его и сбросил в море. Однако мегарцы помнили Скирона как честного и щедрого царского сына из Мегары и проводили в его честь Истмийские игры под предводительством Посейдона. Sciron означает «солнечный зонт», а поскольку в Аттике не было отмечено культа черепахи, Р. Грейвс полагает, что история о Скироне основана «на ряде сакральных изображений сбрасывания царя-жреца как фармака с Белой скалы». Сам Скирон и был тем фармаком*, которого во время Скирофории, отмечаемой в последний месяц года в день летнего солнцестояния, сбрасывали в море с зонтом для того, чтобы замедлить падение. Плавающий на волнах зонт и был той «черепахой», которая поджидала свою жертву. (*Фармак — человек, символически приносимый в жертву).
Одним из популярнейших богов Древней Греции был Гермес — связник между мирами. Именно он сделал первую семиструнную лиру из случайно найденного им черепахового панциря, почему черепаха и считалась его священным животным. Это была волшебная лира, которая могла повторять основные гармонии сфер. Амфион, получив лиру от Гермеса, с ее помощью возвел стены Фив. Аполлон уговорил Гермеса отдать ему эту лиру в обмен на коров. Гермес же вручил ему в придачу еще и свирель, за что получил от Аполлона «золотой жезл и был им научен искусству гадания». Сам же Аполлон превратился в черепаху, чтобы вступить в брак с Дриопой. Однако в аркадской версии мифа Дриопа – возлюбленная Гермеса. Гермес же превратил в черепаху нимфу Эгелону за шутки над союзом Юпитера с Юноной.
Наконец, черепаха выступает вместе с Афродитой в ее ипостаси Урании: статуя в Олимпии изображает Афродиту Уранию опирающейся одной ногой на черепаху. Плутарх объясняет такое соседство тем, «что девы нуждаются в защите, а замужним женщинам пристали домоседство и молчаливость».
Использованные материалы: