Морская раковина играла определенную роль в мифологических воззрениях одной из загадочных цивилизаций Месоамерики — ольмеков. Известно, что у ольмеков существовал своеобразный культ голов, наиболее ярко выраженный в создании их гигантских каменных муляжей. В захоронениях обнаружены головы, покоящиеся отдельно от костяков. Раковина входила в число погребального инвентаря, как это видно из раскопанного маунда — земляного кургана-гробницы. Возможно, она была атрибутом власти при жизни правителя, и в погребальном культе выступала тоже как символ власти, но уже божества подземного, в мир которого нисходил дух умершего.
Такие предположения возникают при описании одного из раскопанных археологом Мэтью Стирлингом ольмекских маундов в местности Серо-де-лас-Месас, некогда заселенной ольмеками. В ольмекских городах маунды обычно служили местом погребения, так называемыми мавзолеями высших местных сановников. В первом маунде был обнаружен второй, внутренний, в центре которого лежал скелет мужчины с отделенной от костяка головой. Голова была «помещена в причудливую морскую раковину оранжевого цвета». В стоящую рядом раковину, служившую погребальной урной, был насыпан слой яркой киновари. В следующем слое останки покоились не в раковинах, а в 52-х глиняных урнах. В каждой урне «хранился череп молодого мужчины и несколько шейных позвонков». Поскольку «все погребенные были убиты одновременно», можно заключить, что они были сопровождающими умершего сановника или вождя лицами и, в отличие от его головы, их головы не были удостоены положения в раковины. Мирча Элиаде пишет, что «…в древних захоронениях Юкатана рядом с жемчужинами и раковинами — амулетами дающими «жизнь» и «бессмертие», — были найдены куски железа». Соседство этих маркеров священных сфер космоса — верхней и нижней, или только нижней, если руда была извлечена из земных недр, — должно было гарантировать умершему «счастливую судьбу в посмертной жизни».
В мифологических представлениях майя, раковина была символом божества подземного мира. Именно так воспринимается ее изображение на крышке каменного саркофага, раскопанного в гробнице вождя Пакаля в Паленке. На плоской наружной поверхности плиты «запечатлена какая-то глубоко символичная сцена. В нижней части мы видим страшную маску, одним своим видом напоминающую о смерти: лишенные тканей и мышц челюсти и нос, большие клыки, огромные пустые глазницы. Это не что иное, как стилизованное изображение чудовища — божества земли… Его голову увеличивают четыре предмета, два из которых служат у майя символами смерти — раковина и знак, напоминающий наш знак % (процента), а другие, напротив, ассоциируются с рождением и жизнью — зерно и цветок маиса, или маисовый початок».
В пантеоне майя, астеков и других индейских цивилизаций видное место занимает Кецалькоатль — одно из главных божеств древней Америки. Его имя означает «змея, покрытая зелеными перьями», и изображался он с нагрудной пластиной в виде большой раковины и в плюмаже из перьев кецаля.
В ацтекском мифе о сотворении солнца и луны 5-ой эры, имя Теккистекатля, ставшего луной, — «находящийся в морской раковине». В первое время после воцарения на небе луна светила также ярко как и солнце, пока один из раздраженных этим богов не бросил в нее кроликом. С тех пор луна изображается как черный диск или сосуд с водой, на котором находится кролик.
Использованные материалы:
- М. Стингл. Тайны индейских пирамид;
- Мирча Элиаде. Азиатская алхимия;
- В.И. Гуляев. Забытые города майя;
- Мифы народов мира, т. I.