Рыба: мифология самодийских народов

Щука в мифологииШука была почитаема ненцами. Тромъеганские ханты считали Сорт Ох — Щучью Голову — главным духом ненцев. По всей Сургутской Оби у хантов были распространены предания о былых нашествиях северных кочевников, среди которых различали ехран ях (ерган ях, ерганхо, ярган хо, яран) — лесных ненцев и авус ёх (ахус ях, явус ёх, овус ёх) — северных людей, приходивших издалека за оленями и женщинами» и «не едящих щуку». Последнее, видимо, и дало основание обским уграм считать их «народом Щуки».

Богатыри ненцев и хантов, заключая между собой союз, давали обещание не сражаться друг с другом: «а если кто из нас нарушит эту клятву, то пусть с него сдерут его радужно отливающую головную кожу». При этом они ««целовали щучий нос и огонь». По преданию хантов Пима, когда после очередного набега авус ёх стороны решили помириться, ханты достали щуку, а авус орт (вождь авус ёх) взял саблю и отрезал щуке верхнюю челюсть (носовую ее часть) со словами: «Не будем воевать до тех пор, пока у щуки челюсть не отрастет». У ненцев существовал также запрет на употребление женщинами мяса налима.

В мифологических представлениях селькупов плоскую землю поддерживают мамонты (кощар) и «землю держащая на весу рыба». Считалось, что мамонты жили и в земле, питаясь ею, «копая ходы к реке», и в воде. Живущего в воде мамонта представляли в образе огромной щуки, голова которой поросла зеленым мхом. Существовало представление о водяном духе, который мог послать рыбу необычного размера или вида. По этому знаку рыбаки узнавали, что водяной дух им покровительствует.

Использованные материалы:

  1. Головнев А.В. Говорящие Культуры;
  2. Прокофьева. Старые представления селькупов о мире//Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и севера (вторая половина XIX- начало XXв.);